вторник, 26 марта 2013 г.

Про сладкое и не очень или о вкусах не спорят

Будучи маленькой девочкой, я поражала воображение родителей, смешивая картошку пюре со сладким чаем, куриный суп с компотом, и, главное, съедая с аппетитом полученные кулинарные шедевры. Родители разводили руками и не понимали, как дочь может есть такую чу-чу, но при этом отказывается от всеми любимой селедки под шубой или гречки.
Гречку, кстати, я любила, но до определенного возраста. Потом, видимо, наелась, и вообще перестала ее переваривать. Бывало даже, что желудок напрочь отказывался принимать эту крупу. После неудачных попыток впихнуть в любимое чадо гречку, мама решила, что больше никогда своих детей есть заставлять не будет. А Таня решила, что никогда ни при каких обстоятельствах не согласится отведать то, что ей не нравится. И это было даже не решение, а неизбежность. Организм такой.

Однако остается загадкой, как при такой категоричности этот самый организм позволял употреблять совершенно немыслимые продукты и их сочетания. Сырую картошку, чай с пятью ложками сахара, смесь пюре с чаем, листья березы, цветы акации и даже кошачий корм Kitekat.

Все тот же насморк привел меня к прочтению статьи статьи об анатомии вкуса. В ней говорилось:
"У маленьких детей больше вкусовых почек, поэтому они так обостренно все воспринимают и настолько разборчивы в еде. То, что в детстве казалось горьким и противным, легко проглатывается с возрастом."

И почему эти магические строчки не попались на глаза тем, кто так настойчиво пытался заставить маленькую меня съесть этот ужасный мягкий почти прозрачный лук в супе? Или коричневый жареный. А уж про кусочки репчатого слезоточителя я вообще молчу. Селедку под шубой Таня отказывалась есть даже под страхом смерти. Там же лук! Попробовала я ее уже будучи студенткой университета. Это была любовь с первой вилки! Уверена, что ранние попытки сближения не вызвали бы таких ярких чувств. Как говорится, всему свое время.

В садике моей любимой едой была картошка, гороховый суп, соленые зеленые помидоры и кабачковая икра. Еще мама рассказывает, что я любила тушеную капусту. Но у меня же складывается впечатление, что данное кушанье относилось скорее к группе "терпеть не могу", чем к "люблю, обожаю". Хотя, учитывая мое пристрастие к смеси пюре с чаем, все может быть.

На что у меня действительно текли слюнки, так это бананы. Их вид и аромат сводили с ума. В прихожей на стене висел плакат с обезьяной. Она держала в руке раскрытый банан, а около ее ног лежала гроздь этих сладких, ароматных, манящих плодов. Глядя на такую идиллию, я искренне завидовала счастливой мартышке и мечтала обладать способностью попадать в картинки. В то время бананы редко появлялись в нашем доме. И очень быстро исчезали.

Интересно, что некоторые продукты, которые я обожала в детстве - те же бананы, гречка с молоком, мороженое, яблоки, груши - сейчас не вызывают во мне таких пылких эмоций. "Наелась" - смеюсь в ответ тем, кого это равнодушие удивляет. А вот наестся виноградом, арбузами и свежими огурцами мне пока так и не удалось.

Я часто слышу от людей фразы типа "В наше время мороженое было вкуснее." Торты были вкуснее, пироги вкуснее, да всё было вкуснее. Только теперь мне известно научное обоснование этого явления. И производители сладостей уже не кажутся злостными нарушителями ГОСТ. И становится спокойно, что маленькие мальчики и девочки не будут обделены той вкусовой радостью, которую мы, взрослые, когда-то испытывали в детстве.

понедельник, 25 марта 2013 г.

Запахи детства. Садик и сон

После сильного насморка потихоньку начинаю ощущать запахи. Хотя некоторые из них пока воспринимаются в искаженном виде. И вот вдруг я почувствовала запах из детства - запах садика. Особенный. Мне кажется, он был наполнен древесиной, орехами, легким ароматом еды и  постельного белья. Да, наиболее ярко он чувствовался в спальне. Она всегда выглядела мрачноватой. Наверно из-за зеленых занавесок, казавшихся холодными и темными. Даже в ясную погоду ни один лучик солнца не мешал детям видеть цветные дневные сны.
Я не любила спать в садике. И тому было как минимум две причины. Во-первых, холод. Оказавшись в майке и трусах на холодной простыне под холодным одеялом, значительную часть сна я пыталась согреться. Звонкая музыка стучащих зубов мешала соседям заснуть. Когда наконец-то собственная система отопления переходила в режим поддержания температуры, сознание погружалось в томительный и сладкий сон. Тут наступала очередь для "во-вторых". Не успеешь заснуть, как тебя уже будят злостные воспитатели. И какая тут любовь к ним, спрашивается?
Но теперь о дневном сне я вспоминаю с любовью. Сейчас так не хватает той детской кроватки с картинкой, принадлежащей только тебе. Чтобы отвлёкшись от повседневных забот, сладко-сладко поспать, завернувшись в прохладное одеяло, источающее особенный детсадовский запах.
Все вещи в садике были пропитаны этим запахом. А еще иногда к нему примешивался чей-то аромат духов. Когда временами мой нос улавливает его на улице, память переносит меня в то время, когда я была маленькой девочкой.

И несмотря на то, что сейчас это плод воображения моего нарушенного обоняния, я благодарна ему за приятные воспоминания о детстве.